Возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы

1921-1933 гг. - дальнейшее укрепление государственного руководства профтехобразованием и превращение школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы из числа молодежи. Этот этап особенно интересен для Бурятии. Он обусловлен, во-первых, тем, что в мае 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР, и потому нижняя грань этапа несколько расходится с общей периодизацией истории профтехобразования в Советском Союзе, во-вторых, процесс пополнения квалифицированной рабочей силы в республике шел в большей мере за счет крупных промышленных центров страны, что также наложило отпечаток на формирование рабочего класса в Бурятии.

1933-1940 - продолжается развитие профессионально-технической школы с ярко выраженной профессиональной направленностью. Для этого этапа характерно углубление децентрализации руководства учебными заведениями и постепенное отставание подготовки квалифицированных кадров в системе ФЗУ от потребностей производства.

1940-1945 - возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы и их развитие в годы Великой отечественной войны. Специфическая особенность этих лет - превращение ФЗО в важнейший источник пополнения предприятий квалифицированными рабочими кадрами взамен ушедших на фронт. При этом ФЗО выполняла важнейшую социальную задачу защиты подростков от тягот военного времени. 1945-1958 гг. - дальнейшее развитие системы государственных трудовых резервов. Особенностью этого этапа стала специализация учебных заведений трудовых резервов, укрепление связей между системами общего и профессионального образования в условиях 

К началу 1941 г. в Бурятии было открыто 5 учебных заведений

(РУ и ЖУ - 2, школ ФЗО - 3) с общим числом учащихся - 1 435 чел.,

что значительно ниже, чем в Читинской области - 12, с контингентом 2

200 чел. Объясняется это тем, что школы и училища трудовых резервов

создавались, прежде всего там, где получила преимущественное разви­

тие тяжелая промышленность.

Великая Отечественная война- особый период развития системы СПО.С начала войны по июнь 1942 года ремесленные и железнодорожные училища,школы ФЗО Управления трудовых резервов Бурятии подготовили 2146 рабочих стретьим-четвёртым разрядами,предприятия республики получили 1684 человека.В январе 1943г 63 ученика из Железнодорожного училища№9 после учебного дня погрузились в проходящие эшелоны и отправились на фронт

 

С началом войны в учебных заведениях системы государственных

трудовых резервов отменяются специальные предметы теоретического

курса, учащиеся переводятся в цехи с 8 часовым рабочим днем во все

смены и сверхурочными работами по 1-2 часа. На училища и школы

кроме подготовки рабочих кадров была возложена задача выполнения

государственных заказов оборонного и народнохозяйственного значения.

В период с 1941 по 1944 г. число учебных заведений системы тру­

довых резервов Забайкалья увеличилось с 17 до 30, а контингент уча­

щихся - с 3,6 тыс. до 8,5 тыс. чел. Всего за годы войны на производство

пришло 28 768 молодых квалифицированных рабочих.

Таким образом, трудовые резервы Забайкалья решили труднейшую

задачу экономики военного времени — воспроизводство трудовых кад­

ров. Система ПТО в годы войны выполняла еще одну не менее важ­

ную задачу - функцию социальной защиты подростков из малоимущих

семей, сирот.

 

Организация профессионально-технического образования молодёжи в Восточной Сибири накануне Великой Отечественной войны (октябрь 1940-июнь941гг.)

В 1940-1941 гг. советский народ трудился над выполнением третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства. В условиях надвигающейся войны Советское правительство и Коммунистическая партия взяли курс на ускоренное создание на востоке страны второй промышленной и сельскохозяйственной базы. Сюда направлялись техника и люди. В результате за три с половиной послевоенных года были достроены тысячи промышленных предприятий. Шло строительство комбинатов, заводов, фабрик, колхозов, совхозов. В Восточной Сибири в числе крупных промышленных предприятий были построены Петровско - Забайкальский металлургический комбинат в Читинской области. В городе Красноярске началось сооружение ЦБК. В регионе были значительно увеличены лесоразработки, производство цветных и нерудных ископаемых. Успешно развивалось сельское хозяйство.

В результате развития производительных сил в Восточной Сибири потребность в рабочих кадрах значительно возросла. Однако сложившиеся к третьей пятилетке такие формы пополнения рабочих кадров, как организованный набор в школы ФЗУ по подготовке специалистов, были не в состоянии решить задачу обеспечения народного хозяйства рабочей силой. Введение в сентябре 1939 г. всеобщей воинской повинности ещё более обострило проблему нехватки рабочих кадров.

В конечном итоге система профтехобразования не обеспечивала выполнение задач по профессиональной подготовке молодёжи, что грозило негативными последствиями для социально-экономического развития страны и региона. В такой обстановке руководство государства и коммунистической партии сделало вывод о необходимости реорганизации системы профтехобразования. 2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых резервах». В нём, в частности, говорилось: «Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путём обучения городской и сельской молодёжи определённым производственным профессиям в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения»1.

В соответствии с вышеприведённым Указом, Совету народных комиссаров было предоставлено право «ежегодно призывать (мобнлизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и сельской молодёжи мужского пола в возрасте 14-15 лет - для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет - для обучения в школах фабрично-заводского обучения». Указом определялось, что «все, окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, считаются мобилизованными и обязаны отработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях».3

Первостепенное решение задач коллективизации и индустриализации обусловили появление профтехшкол, ФЗУ, РУ и ЖУ, соответствующих отраслям (промышленным, позже сельскохозяйственным).

Особенностью развития профессионально-технического образования Забайкалья является то, что строительство системы профессионально-технического образования здесь началось позже, чем в Европейской части страны, т.к. в социально-экономическом и культурном развитии Восточная Сибирь, включая Забайкалье, значительно отставала от Западной Сибири и центральных районов, что обусловило ускоренные темпы преодоления отсталости.

Отсутствие социокультурных и материально-технических условий для подготовки кадров во многом объясняет причины, почему ФЗУ (позднее ФЗО), РУ и ЖУ не могли покрыть дефицит квалифицированных рабочих и почему ведущая роль принадлежала курсовой подготовке.

Дальнейшие успехи в области экономики Забайкалья привели к развитию промышленности и соответственно к увеличению сети РУ, ЖУ, и школ ФЗО, которые стали одним из основных источников подготовки квалифицированных рабочих в Забайкалье.

В годы Великой Отечественной войны учебные заведения системы трудовых резервов, как никогда, выполняли функцию социальной защиты учащихся, снабжая их обмундированием и питанием. Несмотря на сокращение сроков обучения, ухудшение учебно-производственной базы в годы Великой Отечественной войны, положительные сдвиги в послевоенном развитии сети учебных заведений и увеличении контингента учащихся системы трудовых резервов были обусловлены ускоренными темпами восстановления народного хозяйства.

Восстановление народного хозяйства потребовало совершенствования системы профессионально-технического образования молодежи. Принимались действенные меры по стабилизации сети учебных заведений, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Большое значение придавалось планированию подготовки молодого поколения рабочего класса.

Многие учебные заведения и управления трудовых резервов успешно выполняли государственные планы выпуска квалифицированных рабочих, значительно улучшили качество их подготовки.

В связи с введением в конце 50-х гг. всеобщего восьмилетнего образования дальнейшее совершенствование претерпела и профессионально-техническая школа. Программа обеспечивала фундаментальное образование и ее практическую направленность.

В начале 50-х гг., благодаря переменам, происходившим в техническом оснащении колхозов и совхозов, благодаря потребностям в интенсификации сельскохозяйственного производства на основе механизации и электрификации стали уделять особое внимание подготовке квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства. Была значительно расширена сеть училищ механизации сельского хозяйства (УМСХ, РУМСХ), которые были преобразованы затем в сельские профессионально-технические училища (СПТУ).

В условиях возрастающего технического оснащения сельского хозяйства сельские профтехучилища не удовлетворяли потребности колхозов и совхозов в механизаторских кадрах. Поэтому готовили механизаторов дополнительно на курсах при МТС и совхозах. Однако даже в конце 50-х годов СПТУ и курсы не обеспечивали полностью сельское хозяйство квалифицированными кадрами. Поэтому возникло движение -механизаторский всеобуч, т.е. непосредственное обучение в колхозах и совхозах на курсах без отрыва от производства. Всеобуч способствовал широкому распространению технических знаний среди тружеников.

Профессионально-техническое образование в современном мире превратилось в решающий фактор развития общества, промышленности и сельского хозяйства и будет определять будущее цивилизации.